История одного шедевра: Еврейская невеста» — одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Еврейская невеста» — одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта

2022-10-10 18:29 , История Одного Шедевра, 2322

История одного шедевра: Еврейская невеста» — одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта

Винсент Ван Гог однажды сказал, что отдал бы десять лет своей жизни за возможность просидеть две недели перед этой картиной с одной лишь буханкой хлеба.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Еврейская невеста, 1665г

Последняя картина «Еврейская невеста», признаётся исследователями самым загадочным полотном во всем творчестве гениального Рембрандта Ван Рейна.

Как это водится у живописца, картина получила всемирную известность под тем название, которое сам Рембрандт ей не давал. Как и «Ночной дозор», «Лист в сто флоринов», так и «Еврейская невеста» была названа таким образом уже более поздними зрителями и исследователями. В 1825 году известный коллекционер из Амстердама Ван дер Хоп дал и название, и ошибочное толкование сюжету. В частности, он предполагал, что на полотне изображена невеста и её отец, который дарит своей дочери в честь свадьбы красивые элегантное ожерелье.

Но зритель сразу заметит нестыковки в такой трактовке. Если девушка-еврейка собирается под венец, то почему же её платье подчёркивает объёмный живот, который не оставляет сомнения – невеста беременна? И отчего так нежно, совсем не по-отечески, прислонился к ней мужчина, положив свою руку прямо на лиф платья?

Три версии

Сегодня учёные однозначно сходятся в одном – это пара, муж и жена. Но кем же они были в реальности? На это счёт мнения разделяются. По одной версии Рембрандт изобразил на полотне своего сына Титуса и его супругу Магдалену. Это объяснение вполне рационально, так как созданию «Еврейской невесты» предшествовало написание двух отдельных портретов, сына и невестки, и последующие создание их парного портрета выглядит тогда очень логичным.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Титус, 1668г

По другой версии, незадолго до смерти мастера, к нему пришла молодая пара из еврейской общины (сохранились достоверные свидетельства), некие Абигаль де Пина и Мигуэле де Барриосе с заказом на парный портрет. Они-то, дескать, и красуются на картине «Еврейская невеста».

Третья версия, говорит о том, что сюжет полотна основан на собирательных образах из известных библейских пар – Иуда и Фамари, Исаак и Ребекка.

Кто бы ни был изображён на картине, новаторство Рембрандта заключалось не в выборе сюжета, а в его воплощении. Сразу бросается в глаза как необычно одеты герои, они как артисты на театральной сцене – красивый мужской костюм, восхитительное пышное платье. Роскошное сочетание красного и золотого цветов. Это очень свойственный для живописца приём, достаточно вспомнить как наряжал он свою Саскию («Флора») или мать («Святая Анна») для портретов.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Флора, ок. 1634г

Герои выступают из темноты, хотя это и городской пейзаж, и самыми яркими, кульминационными элементами выступают три руки на фоне платья невесты – рука с гвоздикой у живота, рука мужчины на груди и рука героини поверх мужской. Элегантное сплетение рук, «дышащее» лёгкими, нежными прикосновениями.

Благодаря необычайному сочетанию чёрного, красного и золотого, картина получилась очень оригинальной и яркой. Мастер сначала цветом создал пространство, и только после придал ему объём, вписав фигуры людей.

Рентгенограмма картины показывает, что первоначально на картине были изображены дополнительные детали, в частности, в руке девушки была корзинка с цветами.

P. S.

В конце свое жизни, пресытившись религиозными и мифологическими героями, а также постановочными групповыми портретами, Рембрандт создаёт полотна, где герои не совершают никаких поступков – они просто живут. Вот и «Еврейская невеста», лиричная и романтичная, нежная и загадочная, показывает всего лишь отношения семейной пары, полные чувства и заботы.

Лента

Рекомендуем посмотреть